Холостые обороты - это самая низкая допустимая частота вращения коленвала. Интересно, что именно они дают наибольшую нагрузку на двигатель, поскольку при этом образовывается низкое давление, при котором сгорает топливно-воздушная смесь, что весьма нестабильно. К тому же, в таком режиме пропорции воздуха и топлива в этом “коктейле” не регулируются должным образом.

Раньше, на карбюраторных движках, такая регулировка происходила посредством отвертки тахометра, газоанализатора и какой-то матери. В наш, более технологичный век, инженеры и конструкторы выстроили для этого цепочку: мотор - вычислительный блок - регулятор холостого хода (сокращенно РХХ). Вычислитель сверяет обороты двигателя и, если необходимо, дает команду их изменить, что и проделывает регулятор.
РХХ установлен на корпусе ДЗ - дроссельной заслонки. Кратко устройство регулятора холостого хода можно описать так - девайс с электрическим моторчиком, а также штоком, на который накручена пружина. Это приспособление служит для изменений в канале подачи воздуха, обходя заслонку.

Когда датчик положения коленвала регистрирует отклонения в работе, на РХХ через контролер приходит сигнал, который запускает моторчик. Электромотор приводит в движение иглу, изменяя ее длину, что открывает воздуху доступ в обходной канал. Повышение концентрации воздуха в топливе способствует стабильному сгоранию и нормализует обороты двигателя.
Поскольку регулятор холостого хода устройство исполнительное, в случае его неисправности на панель не засветится месседж с ошибкой. Диагностировать поломку можно по таким признакам, которые появляются на холодную: плавают обороты, двигатель не держит холостые, глохнет при выключении передачи, произвольное уменьшение/увеличение оборотов. К тому же, обороты могут прыгать, если идет нагрузка с подсветки, кондиционера или прикуривателя.
Подобные симптомы могут также свидетельствовать о выходе из строя ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Но если полетел датчик, вот как раз тогда и появится ошибка на панели приборов.
Определившись с неисправностью регулятора, его следует снять с дроссельной заслонки. Зачастую, он крепится парой винтов и подсоединен к разъему проводов, по которых к РХХ поступают сигналы. Дроссельную заслонку снимать при демонтаже регулятора, как правило, не нужно.
Подробнее о работе регуляторе холостого хода, проверке и выборе нового РХХ можно узнать на сайте авторемонта etlib.ru.
|